…кризису на фирмах необх-ма должность
постоянного инновац-го менеджера.
Фирмы-виоленты - обладают крупным капиталом и высоким уровнем
освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийным и массовым выпуском
продукции для широкого круга потребителей, предъявляющие средние запросы к
кач-ву. Виоленты работают в рамках максимума выпуска продукции. Прибыльны.
Прибылность - непременное условие деятельности.
Фирмы-коммутанты - занимаются средним и мелким бизнесом,
ориентированным на удов-е местно-национ-х потребностей. Действуют на этапе
падения цикла выпуска продукции. Их науч-тех-я политика требует принятия
решения о своевременной постановке продукции на произ-во, о степени
технологической особенности изделия, целесообразных изменения в них согласно
требованиям потребителей.
27. Крупное и малое предпринимательство в сфере инноваций.
К малым фирмам относят те фирмы, которые занимаются предприн-кой
деятельностью. В РФ создан комитет по поддержке и развитию малого
предпринимательства (следит за размещением на малых предприятиях не менее 15%
гос.заказов). Для малого предпринимательства устанавливается ряд льгот.
Большое значение для развития инновационного предприн-ва имеет ФЗ "Об
упрщенной с\с н\обложения, учета и отчетностидля субъектов малого
предпринимат-ва", ФЗ " о внесении изменений и дополнений в закон РФ " о
наголе на прибыль предприятий и организаций"". Первостепенное значение для
развития инновационного предприн-ва имеет включение расходов на НИОКР в
себестоимость продукции.
Главные отличия малых фирм от крупных организаций:1) малые фирмы
функционируют под влиянием определенных факторов (а)внедрение
микроэлектронной техники, которые не требуют большие производственные площади
и стартовые инвестиции; б) принятие законодательных актов по налоговым др.
льготам малому предприним-ву; в) гос поддержка рискового венчурного бизнеса;
г) чем меньше с\с, тем проще управление; д)повышение интеллект-го уровня
научных сотрудников и их стремление к свободе; е) более высокая эффект-ть
конечных результатов инновационной деятельности малых фирм и более быстрая
отдача инвестиций по сравнению с крупными компаниями и
корпорациями.2).наличие сдерживающих факторов (большой риск инвестирования,
связанный с малой номенклатурой выпускаемых товаров; отсутствие
производственного потенциала и т.д.), которые вынуждают их влияться в более
крупные организации, либо расширяться, либо закрываться.3). основная масса
инновац-х малых фирм работ-т на стадии НИОКР.
Фирма с численностью до 100 чел-к осущ-ет в 4 раза больше нововведений, чем
фирма с числ-тью от 100 до1000 чел-к и в 24 раза больше, чем компания с числ-
тью свыше 1000.
По состоянию развития малые предприятия бывают: 1.на начальной стадии иннов-
го процесса ( их продукт нах-ся на уровне идеи) 2.на стадии развития инн-го
процесса.
28. Венчурные фирмы.
Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами,
специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой
продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры-новаторы. Широко
распространены в США, Западной Европе, Японии. Создание венчурных фирм
предполагает наличие:1)идеи инновации- нового изделия технологии 2)
предпринимателям, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму
3) рискового капитала для финансирования. Венчурные фирмы м.б.
1)собственно рисковый бизнес 2) внутренние рисковые проекты крупных корпораций.
Венчурное финансирование осущ-ся в 2-х формах - путем приобретения акций новых
фирм, либо предоставлением кредита различного вида, обычно с правом конверсии и
в акции. Данная форма инвестирования предполагает: 1.долевое участие инвесторов
в капитале компании. 2. Предоставление средств на длительный срок 3.Активную
роль инвестора в управлении финансируемой фирмой. Венчурные фирмы работают на
этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но
уже падающей активности научных исследований. Венчурные фирмы неприбыльны т.к.
не занимаются организацией произ-ва продукции, а передают свои разработки
другим фирмам-эксплерентам, патиентам, коммутантам. Венчурные фирмы м.б.
дочерними у более крупных фирм.
29. Роль и место стратегии управления инновациями в общей стратегии развития
орг-ции.
Основу выработки иннов-ой стратегии составляет теория жизненного цикла продукта,
рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика. Выделяют
след-е типы иннов-х стратегий: 1) наступательная- характерна для фирм,
основывающих свою деятельность на принципах предприн-ой конкуренции
(свойственна малым иннов-м фирмам); 2)оборонительная -направлена на
удержание конкурентных позиций фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция
такой стратегии явл-ся оптимальное соотношение "затраты-результат" в иннов-ом
процессе. Требует интенсивных НИОКР. 3) имитационная- используется
фирмами, которые имеют сильные рыночные и технологические позиции.
30.Последовательность выбора и реализации инновац-й стратегии.
Стратегия развития п/п определяет и ориентирует стратегию управления
инновациями, т.е.создает основы ее формирования и сущность. Логическая
последовательность выбора и реализации инновац-й стратегии включает 4 этапа:
1.Этап постановки цели
1.1 Устанавливается миссия предназначения, миссия ориентации, миссия политика
организации, в которых подчеркивается приверженность именно инновац-й деят-ти
и инновац-й стратегии.
1.2 Формируется цель развития организации.
2. Этап стратегического анализа
2.1 анализируется внутренняя среда оргнизации и оценивается инновац-й
потенциал 2.2 анализируется внешняя среда, дается оценка инновац-му климату
2.3 определяется инновац-я позиция организации.
3.Этап выбора инновац-й стратегии
3.1 устанав-ся базовые стратегии развития и их инновац-я составляющая
3.2 осущ-ся выбор и оценка альтернативных инновац-х стратегий
3.3 осущ-ся выбор и формулир-ся предпочтит-я инновац-я стратегия
4.Этап релизации инновац-й стратегии
4.1 разраб-ся стратегический проект (состав стратегич-х изменений и
мероприятия по их осущ-ю) и план реализации проекта. Особо учит-ся инновац-й
хар-р преобразований.
4.2 организуется стратегический контроль процесса раелизации проекта
4.3 оценивается эффективность процесса реализации и проводится необх-я
корректировка проекта, стратегии, цели, миссии.
31.Подходы разных авторов к классификации инновац-х стратегий.
Водачковы Лео и Ольга:
1.Активно-наступательная. Означает постановку целей стать первым ведущим
предпринимателем с т.з. инноваций на определенном сегменте и в опред-ом
регионе. Обеспечивает высокую рентабельность на рынке наиболее передовых
потребителей.
2.Умеренно наступательная. Обеспечивает позиции «второго самого лучшего
производителя». Круг более широк, чем в первом. Примен-ют крупные фирмы в
некотор-х видах деят-ти. Обходится не дешево, сложна с точки зрения управления.
Основная цель: безопасная торговая политика. Ориент-ся на широкого потреб-ля.
3.Оборонительная. ориентированна на сохранение позиций среднего
предприятия, в некоторых случ-х такого, которое не сталкивается с трудностями
сбыта (н-р монополия). Экономия на исследованиях и разработках. Размер прибыли
зависит от того, насколько оперативно предприятие м. использовать выгоду других
предприятий.
4.Остаточная- стремление прижиться на уже освоенном рынке со средними или
устаревшими в инновационном отношении изделиями. Применяется, когда выходит из
игры ведущий производитель.
Юданов, затем Фатхутдинов:
1.виолентная стратегия(силовая). Характерна для фирм, действ-х в сфере
крупного стандартного производства. Массовое производство продукции хорошего
кач-ва по низким ценам. "дешево, но прилично"
2.Коммутантная стратегия (соединяющая). Преобладает при обычном бизнесе в
мелких или локальных масштабах. Конкретный клиент.Повышаем потребительскую
стоимость не за счет сверх высокого кач-ва, а за счет индивидуализации
услуги."вы доплачиваете за то, что я решаю именно ваши проблемы"
3.Патиентная стратегия(нишевая). Типична для фирм с узкой специализацией,
с ограниченным кругом потребителей. " дорого, зато хорошо".
4.Эксплерентная стратегия ( пионерская). Связана с созданием новых или с
радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Принципиальное
нововведение, первоначальное присутствие на рынке. "лучше и дешевле, если
получится".
33. Сущность и понятие инновационных проектов(ИП).
Понятие инновац-й проект м. рассматриваться как:
1)форма целевого управления инновац-ой деятельностью. Ип - это с\с
взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям
мероприятий, направленных на достижение конкретных целей(задач) на приоритетных
направлениях развития науки и техники.
2) процесс осуществления инноваций. ИП - это совокупность выполняемых в
определенной последовательности научных, технологических, финансовых,
производственных мероприятий, приводящих к инновациям.
3) как комплект документов, ИП - это комплект технической, расчетно-
финансовой, организационно-плановой документации, необходимой для реализации
целей проекта.
Учитывая эти три аспекта ИП - это комплект документов, определяющих с\с
научно обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию
инновац-ых процессов в пространстве и во времени. Научная обоснованность
целей и мероприятий достигается соблюдением научных подходов к менеджменту,
применением современных методов.
34. Элементы инновационного проекта.
Инновационный проект -это комплект документов, который определяет с\с научно
обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию
инновационных процессов в пространстве и во времени.
Инновационный проект любого уровня д. включать следующие разделы:
1) содержание и актуальность проблемы ( идеи)
2) резюме руководителя проекта
3) дерево целей проекта, построенное на основе маркетинговых исследований и
структуризации проблемы
4) с\с мероприятий по реализации дерева целей проекта
5)комплексное обоснование проекта
6) комплексное обеспечение реализации проекта
7) характеристика научно-технического совета
8) экспертное заключение проекта
9) механизм реализации проекта и система мотивации. Механизм реализации
проекта д. включать структуру инновационной рг-ции, положение о её
подразделениях и должностные инструкции, оперативно-календарные планы, планы
комплексного обеспечения, контроля, координации и регулирования выполнения
задач и целей проекта.

35. Виды и содержание инн проектов.

Классификация инн проектов осущ-ся на основе классификации инн-ций. По уровню
утверждения, финансирования и реализации: межгосударственные, федеральные
(гос), региональные, отраслевые и отдельного предприятия. Инн проект любого
уровня должен включать след разделы:
- содержание и актуальность проблемы (идеи);
- резюме рук-ля проекта;
- дерево целей проекта, построенное на основе маркетинговых исследований;
- система мероприятий по реализации дерева целей проекта;
- комплексное обоснование проекта;
- комплексное обеспечение реализации проекта;
- характеристика научно-технического совета;
- экспертное заключение проекта;
- механизм реализации и система мотивации.
Механизм реал-ции проекта должен включать структуру инн орг-ции, положения о
ее подразделениях и должностные инструкции, оперативно-календарные планы и
сетевые модели, оперограммы упр-ния проектом, планы комплексного обеспечения,
контроля, координации и регулирования выполнения заданий, целей, задач
проекта.

37. Стадии инн проекта.

Разработка инн проекта завершается подготовкой проектной документации.
Порядок завершения проекта включает сдачу проекта и закрытие договора.
Сдать инн проект – установить соответствие решений, принятых заказчиком при
разработке концепции проекта, полученным при его реализации результатам.
Требования к сдаче и приемке работ устанавливаются договором.
Закрытие договора осуществляется в следующие этапы:
- проверка фин отчетности;
- паспортизация;
- выявление невыполненных обязательств;
- завершение невыполненных обязательств.
Проверка фин отч-ти относится к отч-ти заказчика и орг-ций-исполнителей.
Проверка фин отч-ти исполнителей вкл-т:
- проверку платежей поставщикам и соисполнителям;
- соответствие суммы заказов закупкам по накладным поставщиков;
- поиск просроченных платежей поставщику;
- подтверждение соответствующих удержаний.
Результаты такой проверки позволяют получить данные для подготовки
окончательных фин отчетов по проекту.
Паспортизация – важный элемент организации закрытия договора. Она вкл-т:
- исполнители разделов предоставляют отчеты в головную орг-цию по разделу;
- головная орг-ция предст-т итоговый отчет на научно-тех совет по разделу;
- НТС по разделу принимает отчеты и оформляет акты;
- головная орг-ция готовит отчет по проекту в целом и направляет генеральному
заказчику. Договор закрывается.

38.Участники инн проекта.

Руководство разработкой и реализацией инн проекта осущ-т рук-ль проекта и
научно-тех совет (НТС). В состав НТС входят ведущие специалисты по
тематическим направлениям проекта, несущие отв-сть за выбор решений, степень
их реализации, полноту и комплексность мероприятий, необходимых для
достижения проектных целей. Организуют комплексный отбор исполнителей и
экспертизу полученных результатов. Руководитель проекта – юр лицо, кот
заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту. Состав
полномочий опр-ся контрактом с заказчиком. Команда проекта – специфич орг
стр-ра, возглавляемая рук-лем проекта и создаваемая на период осущ-я проекта
с целью своевременного достижения плановый пок-лей. Состав и ф-ции команды
зависят от масштаба, сложности и др. хар-к проекта. Для выполнение части
своих ф-ций разработчик может привлечь специализир орг-ции. К поддерживающим
проект стр-рам относятся инн центры, фонды поддержки программ и проектов,
консалтинговые фирмы, организации независимой экспертизы, патентно-
лицензионные фирмы, выставочные центры, аудиторские фирмы.

39. Проблемы оценки эфф-ти инн-ций.

Новшества м б покупными и собственной разработки, а инн-ции как результат
внедрения новшеств могут осущ-ся только в самой орг-ции. Эфф-ть д-ти орг-ции
выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночной
системы не м б единой системы показателей. Каждый инвестор самостоят опр-т
эту систему, исходя из особенностей инн проекта, профессионализма
специалистов и менеджеров. К системе показателей предъявляются след
требования:
- пок-ли должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;
- должны формир-ся на перспективу (3-5 лет), на основе ретроспективного
анализа д-ти орг-ции;
- должны опираться на данные по конкурентосп-ти конкретных товаров на
конкретных рынках за конкретный период;
- д. б выражены абсолютными, относительными и удельными величинами;
- д. б состыкованы по всем разделам плана;
- должны отражать все аспекты фин д-ти орг-ции (доходы, расходы,
страхование, ликвидность ц/б, налоги, эфф-ть использ-я ресурсов);
- проектирование окончательных пок-лей должно осущ-ся на основе
многовариантных расчетов, с определением степени риска и устойчивости фин д-
ти.
Одним из основных пок-лей эфф-ти и стабильности функционирования орг-ции явл-
ся пок-ль ее устойчивости.

40. Виды эффективности.

Внедрение новшеств дает 4 вида эффекта: экономический, научно-технический,
социальный, экологический. За счет получения экономического эффекта в форме
прибыли инн орг-ция осущ-т комплексное развитие и повышение благосостояния
сотрудников. Остальные виды эффекта несут в себе потенциальный экономический
эффект. Экономический эффект разработки, внедрения у себя или продажи
новшеств может быть потенциальным или фактическим, а научно-тех, социальный,
экологический эффекты могут иметь форму только потенциального экономического
эффекта. Если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или
продажи новшеств, то любой вид инн д-ти можно оценить в стоимостном
выражении. Критериями конечной оценки здесь явл-ся: время получения фактич
экономического эффекта и степень неопределенности его получения.

41.Методы оценки экономич эфф-ти инн проектов.

В зарубежной практике применяются следующие пок-ли оценки эфф-ти инн д-ти:
1) чистый дисконтированный доход
ЧДД = сумма (Rt – Зt)*1/(1+E)^t; сумма от 0 до Т, где Т – горизонт расчета,
равный номеру шага расчета, на котором производится ликвидация объекта;
Rt – результаты, достигнутые на t-м шаге расчета;
Зt – затраты, осуществляемые на этом шаге;
Е – норма дисконта.
2) внутренняя норма прибыли (IRR) или коэффициент дисконтирования;
3) простая норма прибыли:
R = (NR + P)/I*100%, где NR – чистая прибыль; P – проценты на заемный
капитал; I – общие инвестиционные издержки.
4) простая норма прибыли на акционерный капитал:
R = (NR + P)/Q*100%, где Q – акционерный капитал.
5) коэффициент финансовой автономности проекта:
Кфа = Сс/Z, где Сс – собственные средства, Z – заемные ср-ва.
6) коэффициент текущей ликвидности:
Кл = Оа/Z>=1, где Оа – сумма оборотных активов проекта.
7) коэффициент результативности работы:
r = Rc / ( сумма Qi – сумма (H2 – H1)), сумма i = 1 до N, Rc – суммарные
затраты по законченным работам, принятым для освоения в серийном
производстве; Q – фактические затраты на НИОКР за i-й год; N – число лет
анализируемого периода; Н1 – незавершенное производство на начало
анализируемого периода в стоимостном выражении; Н2 – на конец анализируемого
периода.
Срок окупаемости инвестиций в инновационный проект:
То = I / Пч, где Пч – чистая годовая прибыль, получаемая в результате
функционирования объекта.

42. Система показателей эффективности инн д-ти.

Экономический эффект:
- прибыль от лицензионной д-ти, от внедрения патентов, изобретений, ноу-хау;
- прирост объема продаж;
- улучшение использования производственной мощности;
- сокращение окупаемости инвестиций; сроков капитального строительства;
- улучшение использования ресурсов: рост производительности труда, повышение
фондоотдачи, ускорение оборачиваемости оборотных средств.
Научно-тех эффект:
- Кол-во зарегистрированных авторских свидетельств;
- увеличение удельного веса новых информационных технологий; новых
прогрессивных технологических процессов;
- повышение коэффициента автоматизации производства; организационного уровня
производства и труда;
- рост кол-ва публикаций (индекса цитирования);
- повышение конкурентоспособности инн орг-ции и ее товаров на рынках
промышленно развитых стран.
Социальный эффект:
- прирост дохода работников инн орг-ции;
- повышение степени удовлетворения физиологических потребностей работников;
- повышение степени безопасности работников; степени удовлетворения
социальных и духовных потребностей;
- увеличение рабочих мест;
- повышение квалификации работников;
- улучшение условий труда и отдыха; продолжительности жизни работников и
членов их семей.
Экологический эффект:
- снижение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных веществ;
- снижение отходов производства;
- повышение эргономичности производства; выпускаемых товаров;
- улучшение экологичности выпускаемых товаров;
- снижение штрафов за нарушение экологического законодательства.

43. Функции гос органов в инновац сфере

К основным функциям гос органов в инновационной сфере относят следующие:
· Аккумулирование средств на научные исследования и инновации
· Координация инновационной деятельности
· Стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере,
страхование инновационных рисков, введение гос санкций за выпуск устаревшей
продукции
· Создание правовой базы инновационных процессов, особенно
системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной
собственности
· Кадровое обеспечение инновационной Дея-ти
· Формирование научно-инновационной инфраструктуры
· Институциональное обеспечение инновационных процессов в
отраслях гос сектора
· Обеспечение соц и эколог направленности инноваций
· Повышение общественного статуса инновационной деятельности
· Региональное регулирование инновационных процессов
· Регулирование междунар аспектов инновационных процессов
Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В
подготовке этих документов принимает участие отдел науки и образования аппарата
Президента, а Совет по научно-техн политике явл консультаивным органом.
Основными задачами Совета явл: разработка предложений о стратегии
научно- техн политики и формировании приоритетных направлений в её реализации,
подготовка предложений о заключении межгосуд соглашений по научно-техн
вопросам
Основным органом координирующим деят-ть министерств и ведомств в
инновационной области явл Правительственная комиссия по научно-техн политике.
Осн функ-ми комиссии явл обеспечение согласованной работы фед органов исп
власти, стимулирование реализации в производстве научно-техн достижений,
определение путей реформирования научно-техн сферы в условиях рыночной
экономики
Министерство промышленности , науки и технологий РФ: организация
научно-технич прогнозирования, выбор и оценка приоритетных направлений
развития науки итехники, разработка и применение организационно-эконом
механизмов реализации выбранных приоритетов, создание и развитие благоприятной
среды для научной и инновационной деятельности, формирование соответствующих
систем экономического стимулирования орг структур
Минестерство экон развития и торговли РФ разрабатывает госуд инновац
политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и её
регионов, разрабатывает осн направления инвестиционной политики, организует
разработку фед целевых программ по развитию приоритетных отраслей
Мин РФ осуществляет бюджетное обепечение инновационной политики и аудит
исполизования финансовых ресурсов

44.Гос инновац пол-ка

Глав функция государства в условиях рыночных отношений -защита свободы
личности, собственности и предпринимательства. Для сохранения и развития
научно-техн и инновац потенциала необходимо:
Реструктуризация научно-техн потенциала в разл отраслях экономики сучётом
концентрации матер интеллект, фин рес-в
Создание фонда имущества науки инноваций за счёт объектов науки, яввл-ся
федер собственностью и не используемых по назначению
Использова как эффективного рын механизма для субъектов инновационной деят-ти
совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для
расширения инновационной деятедьности
создание спец инновац центров . координирующих и реализующих инновационные
проекты
формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами
из числа научно-техн работников, учёных
формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на
финанситрование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, освоением
инноваций
разработка предложений об изменении налогового законод-ва
Инструментами гос регулиров д. стать:
Соц-экон и научно-тех программы гос политики в области финансов, цен, ден обращ.
Госуд-административные, общезкономические и рыночные регуляторы
Федеральные и региональные программы, балансы и модели отимизации экон процессов
Гос заказы и совр контрактные системы
Российская практика гос воздествия на науку хар-ся устойчивым приоритетом
методов прямой поддержки, основным среди которых явл прямое бюджетное
финансирование. В тоже время наиболее рыночным инструментом гос регулирования
сферы науки и технологий считаются налоговые льготы. Которые зарекомендовали
себя как надёжный инструмент гос промышленной политики, обеспечивающий не
только решение частных экономических задач, но ирост конкурентоспособности
национальной экономики. Эффективное распределение ограниченных бюджетных
ресурсов

45. Госуд. приоритеты в иннов-й сфере

Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в
государственной научно-технической политике. Приоритетные направления
разработок и исслед-й реализуются в идее крупн. межотраслевых проектов по
созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным
изменениям в экономике, а также по развитию фундаментальных исследований,
научно-техническому обеспечению социальных программ, программ международного
сотрудничества.
Приоритетными направлениями развития науки и техники в России явл
информационные технологии и электроника, произв технологии . новые материалы
и химические продукты, технологии живых систем, транспорт, топливо и
энергетика, экология и рациональное природопользование
Разработка перечисленных направлений ведётся в рамках гос-х научно-тех
программ, программ гос научных центров, важнейших народнохоз программ и
проектов, международных и региональных программ и проектов.
Механиэм государственного финансирования и стимулирования приоритетных
направлений в иннов сфере предполагает:
§ Стимулирование накоплений и сбережений на основе
стабильной и предсказуемой налоговой и финансовой политики,
§ Стимулирование превращения накоплений и сбережений
населения в инвестиции в реальную экономику при помощи инвестиционных фондов
§ Формирование системы федеральных, межгосударственных и
региональных программ по приоритетным напрапвлениям НТП
§ В связи с этим основными направлениями государственной
поддержки инновационной политики явл:
§ Содейсвие повышению инновационной активности.
Обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной прдукции на основе
освоения научно-тех достижений и обновления производства
§ Ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих
инноваций
§ Сочетание государственньго регулирования инновационной
дея-ти с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного
механизма
§ Содействие развитию инновационной дея-ти в регионах России

46. Прямые методы гос поддержки инновац деят-ти

Российская практика гос воздействия на науку хар-ся устойчивым приоритетом
иетодов прямой поддержки. Объектом прямой гос поддержки явл фундаментальная
наука, а также исследования и разработки, проводимые в областях традиционной
ответственности го-ва. Государственное регулирование частного сектора науки и
технологий может осуществляться посредством:
· Прямого финансирования работ, проводимых в
промышленности для разработки коммерч продуктов, процессов и услуг
· Прямого парнёрства с частными организ-ми, напр-го на
снижение рисков выполняемых ими проектов
· Финансирования исследований и разработок частного сектора
· Косвенного стимулирования инвестиций в сферу науки и
технологий
Прямая поддержка инновационных разр-к(ИР) частного сектора более эффективна в
тех случаях, когда это связано с реализацией рисковых проектов, имеющих
потенциально высокую социальную экономическую значимость. Сохранение
приоритета прямого бюджетного финансирования и слабость прочих рычагов гос
воздействияобъясняется тем. Что экон реформы 1990-х огдов по существу не
затронули собственно научно-технич сферу, структуру отношений собственности в
ней. Вынудив её приспосабливаться к новым внешним условиям и факторам. Ставка
на прямую бюджетную поддержку выглядит в этой ситуации неизбежной.
Сохранение и рост значимости и приоритета прямой гос поддержки науки в
значительной степени обусловлены постепенной эволюцией системы косвенной
поддержки, содержание этой эволюции можно свести к последовательной
ликвидации льготи преференций, установленных ранее как для научных
организаций, так и для отдельных видов деятельности

47. Косвенные методы гос поддержки инновац д-ти

Общей тенденцией в гос регулировании сферы науки итехнологий в целом,
иособенно прикладных и предконкурентных иннов разр-к (ИР), сегодня явл
переориентация спрямых методов на косвенные. Которые наиболее эффективны при
условии стабильности и долговременности используемых схем и механизмов. Всё
множество косвенных методов стимулирования частных инвестиций в науку можно
выделить в 3 группы:
· Налоговые льготы
· Льготное кредитование
· Финансовая поддержка процессов лицензирования гос
научно-исследовательских организаций и вузов
Наиболее рыночным инструментом гос рег сферы науки и технологий считаются
налоговые льготы, кот зарекомендовали себя как надёжный инструмент гос пром
политики. Обеспечивающий не только решение частных эконом задач. Но и рост
конкурентоспособности нац экономики. эффективное распределение ограниченных
бюджетных ресурсов, привлечениев сферу науки и технологий внебюджетных
средств.
Преимущества косвенного гос рег перед прямым можно свести к след:
· Косвенные методы гос поддержки обеспеч автономность
частного сектора
· Не создают искусственно поддерживаемого государством
рынка знаний и нововведений
· Соц и психолог преимущества косвен рег состоят в том ,
что получаемые компаниями льготы явл результатом их собств усилий.
Недостатками косвенного метода явл: изменения и дополнения, внесённые в
последние годы в систему косвенной гос поддержки науки , в целом свелись к
отмене значительной части льгот и преференций, действовавших ранее для
научных организаций и к появлению норм, призванных стимулировать научн и
инновац активность частного сектора, приток инвестиций в сферу науки и
техноло

48. Правовое рег-е инновац деят-ти

Для развития инновационного предпринимательства необходимо правовое
регулирование
Инновационной деят-ти. Необходимо законодательное закрепление статуса научной
и инновационной деятельности, прав научных работников и новаторов, механизм
выработки и реализации научно-техничуской и инновац политики В этом аспекте
важен закон РФ «О науке и гос научно-техн политике». Этот закон определил
стратегию, принципы ипорядок формирования гос научно-технич политики,
правовой статус научного работника, закрепил виды научных организаций,
множественность источников финансирования отрасли, принципы управления
научной деятельностью. Взаконе определён порядок формирования и реализации
гоа научно-техн политики. Основными целями которой явл развитие, рациональное
размещение и эффективное использование научно-технич потенциала.
Важное значение в повышении эффективности инновац де-ти имеет Российское зак-
во в области обеспечения и сертификации качества: Закон «О защите прав
потребителей». Приоритетным правом согласно данному закону явл право потреб-я
на приобретение товаров надлежащего качества, получение информации о товарах
и их изготовителях
Смысл и предназначение правового регулирования интеллектуальной собственности
закл в охране и стимулировании развития интеллектуального потенциала страны.
Учитывая разнообразие объектов интеллект собственности итребований по их
охране, правовое регудирование подразделяется на ряд самост функцион сфер:
авторское право, промыш собственность, научная соб-ть(закон «Об авторском
праве и смежных правах»; «Патентный закон», и т.д.
Среди большинства нормативных актов по правовому обеспечению инновационной
деятельности следует отметить, что правовое обеспечение не подкреплено
финансами, методиками, информацией. Также правовые вопросы должны быть
увязаны с экономическимиЮ управленческими, экологическими, технич и другими
вопросами.

49. Антикризисное управление инновац орг-ми

Устранение с рынка обонкротившихся предпринимательских структур- непременное
условие эффкетивного функционирования рыночного механизма.
Антикр упр-оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы ивыработка
стратегии предотвращения её несостоятельности. Банкротсво предприятия явл
результатом одновр негативного действия внешних и внутренних факторов.
Признаками неблагополучия инновац орг-ии м.б.:
· Отриц реакция партнёров по бизнесу на какие-либо действия организации
· Задержки с предоставлением фин отч-ти
· Увеличение задолженности ИО поставщикам и кредиторам
· Уменьшение доходов и падение прибыльности
Основные фазы кризисного процесса:
· Стратег кризис, обусловленный низким качес
Конструктор сайтов - uCoz